№ |
Наименование |
Число |
Мощн. |
Веспус. |
Весгр. |
Пол.вес |
Vmax |
Vпос. |
Нпр. |
1. |
САМ-10 |
6 |
220 |
646 |
700 |
1546 |
336 |
84 |
1000 |
2. |
Симун Кодрон |
4 |
220 |
800 |
470 |
1280 |
300 |
90 |
600 |
3. |
Моран Солнье |
2 |
400 |
1250 |
450 |
1700 |
320 |
- |
- |
4. |
Персиваль |
3 |
280 |
610 |
274 |
1174 |
274 |
- |
1000 |
5. |
Эксплорер |
2 |
330 |
- |
500 |
- |
297 |
- |
1000 |
6. |
Говард |
3 |
285 |
975 |
748 |
1623 |
288 |
95 |
1000 |
ТАБЛИЦА 2
№ |
Наименование |
Мест |
N |
Вес |
Вес |
V |
V |
Lкм |
Год |
1. |
Як-12 |
4 |
240 |
1000 |
1450 |
220 |
90 |
760 |
1946 |
2. |
Ан-14 |
6-7 |
300x2 |
3750 |
200 |
95 |
- |
- |
1958 |
3. |
Як-18т |
4 |
300 |
1200 |
1600 |
600 |
90 |
- |
1967 |
4. |
САМ-10 |
6 |
220 |
846 |
1546 |
336 |
84 |
1000 |
1938 |
Справка из книги В.Б. Шаврова
САМ-10 и САМ-10 бис - развитие самолета САМ-5 2 бис, но в низкопланном варианте с крылом и оперением тех же размеров, но пересчитанными на новую массу. Двигатель ММ-1 в 220 л. с. - опытный образец конструкции А. А. Бессонова, шестицилиндровый перевернутого типа. Самолет был выпущен в июне 1938 г. Конструкция - деревянная. Фюзеляж - форменный, безрасчалочный, с фанерной обшивкой бортов кабины, верхней и нижней сторон фюзеляжа и с полотняной обтяжкой бортов за кабиной. Фонарь - из целлулоида на металлическом каркасе, в средней своей части открывающийся в стороны. Крыло - двухлонжеронное с расчалками и полотном, над баками обшивка - фанерная, под баками - съемные фанерные панели. Шасси было сделано убираемым в полете, но за недостатком времени его не удалось довести и отладить. Его установили фиксированным и закрыли обтекателями-"штанами". Амортизация - масляно-воздушная, колеса - полубаллонные (470X200 мм). При испытаниях в СНИИ ГВФ (5 июля - 9 августа 1938 г.) самолет показал выдающиеся качества: скорость - до 336 км/ч и потолок - свыше 7000 м. В отчете было сказано, что ни одна из известных машин тех лет с двигателем подобной мощности не обладала столь высокими показателями, а максимальная скорость превосходила самые оптимистические предположения. Отмечались и недостатки: неудовлетворительная продольная и поперечная устойчивость, а также теснота пассажирской кабины. Предполагалось использовать самолет в системе ГВФ как пассажирский, транспортный и связной. Установленный на самолете двигатель ММ-1 был всего в двух экземплярах и для серийной постройки пришлось сменить его на МВ-6 в 220 л. с. (копия французского "Рено-Бенгали", который тогда осваивался по лицензии). Двигатель был сменен и самолет под названием САМ-10 бис прошел испытания. Летные качества оказались значительно ниже, но все-таки были достаточно высокими, чтобы самолет остался пригодным к серийной постройке как находящийся на уровне современных ему машин подобного класса и как удовлетворяющий требованиям ГВФ. И все же самолет в серии не строился, так как двигатель МВ-6 оказался непригодным для работы в зимних условиях и в 1939 г. был снят с производства. САМ-10 использовался как пассажирский и связной. У Москалева был еще нереализованный проект санитарного САМ-10 бис на трехколесном шасси с поворотом всей хвостовой части фюзеляжа на петлях за санитарной кабиной, подача носилок туда была очень удобной.