Все статьиГлавная



ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

САМЫЙ БЫСТРОХОДНЫЙ САМОЛЕТ САМ - 10 ММ-1

Строительство коллективом ОКБ-31 последующих опытных самолетов показало, что его успех при создании самолета типа САМ-5 не был случайным. Очередной задачей 0КБ являлось создание легкого транспортно-пассажирского связного самолета САМ-10 с опытным рядным перевернутым мотором ММ-1 конструкции Бессонова. По своей мощности 220 л. с. и габаритам мотор ММ-1 был близок к французскому мотору фирмы Рено 6 р1. внедренному у нас в серийное производство под маркой МВ-6. но конструктивно ММ-1 был более совершенным.

Хотя мотор Бессонова оказался значительно лучше однотипного Рено и Джипси. Главк упорно настаивал на применении моторов МВ-6. но так как он еще не был готов в серии, мы добились разрешения поставить на первый самолет опытный мотор ММ-1, при этом испытывался также и мотор.

Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остекленную кабину на шесть человек (летчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) - с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колесами. При постройке самолета были учтены требования простоты управления, высокой маневренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолет предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолета.

С убирающимися шасси самолет должен был показать особенно высокую скорость полета.

Летные испытания САМ-10 ММ-1 полностью подтвердили результаты расчетов, а наибольшая скорость полета оказалась даже выше ожидаемой. Так с шасси в обтекателях скорость у земли оказалась V max = 336 км/ ч. а с убранными шасси - V max = 348 км/ч. Скоростные данные полностью удовлетворяли требованиям заказчика ГВФ. Более того, было решено, что преимущество в 12 км/ч скорости самолета с убранным шасси не оправдывает потери в простоте и надежности эксплуатации неубирающихся шасси, поэтому госиспытания проводились с шасси в обтекателях, тем более? что мотор был высотный и для Н=2000: V max = 360 км/час.

Результаты госиспытаний САМ-10 ММ-1 показали, что самолет существенно превосходил по всем своим летно-техническим характеристикам самолеты равного класса.

Основные выводы государственной комиссии ГНИИ ГВФ настолько интересны, что трудно не привести их здесь. В соответствии с отчетом, испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года, при этом ведущим инженером ГНИИ ГВФ был С. А. Виноградов, а летчиком-испытателем - Б. К. Кондратьев.

Основные выводы госкомиссии

1. Самолет САМ-10 с мотором ММ-1, 220 л. с. по своим ЛТХ, скорости, устойчивости, управляемости и маневренности может быть использован в гражданском Воздушном флоте и ведомственной авиации как почтово-пассажирский скоростной самолет, а при соответствующих переделках может быть использован по спецназначению.

Самолет может установить ряд международных рекордов.

2. САМ-10 по ЛТХ является исключительно удачной машиной данного типа. Ни один из современных известных машин с мотором одинаковой мощности не обладает столь высокими характеристиками.

3. Комиссия отмечает отличную, безотказную работу нового советского мотора ММ-1. (См.- Таблица 1, где помещены основные летно-технические характеристики лучших самолетов того времени).

ТАБЛИЦА 1

 

Наименование

 

Число

 

Мощн.

 

Веспус.

 

Весгр.

 

Пол.вес

 

Vmax

 

Vпос.

 

Нпр.

 

1.

 

САМ-10

 

6

 

220

 

646

 

700

 

1546

 

336

 

84

 

1000

 

2.

 

Симун Кодрон

 

4

 

220

 

800

 

470

 

1280

 

300

 

90

 

600

 

3.

 

Моран Солнье

 

2

 

400

 

1250

 

450

 

1700

 

320

 

-

 

-

 

4.

 

Персиваль

 

3

 

280

 

610

 

274

 

1174

 

274

 

-

 

1000

 

5.

 

Эксплорер

 

2

 

330

 

-

 

500

 

-

 

297

 

-

 

1000

 

6.

 

Говард

 

3

 

285

 

975

 

748

 

1623

 

288

 

95

 

1000

 

 

ТАБЛИЦА 2

 

Наименование

 

Мест

 

N

 

Вес

 

Вес

 

V

V

 

Lкм

 

Год

 

1.

 

Як-12

 

4

 

240

 

1000

 

1450

 

220

90

 

760

 

1946

 

2.

 

Ан-14

 

6-7

 

300x2

 

3750

 

200

 

95

 

-

-

 

1958

 

3.

 

Як-18т

 

4

 

300

 

1200

 

1600

 

600

90

 

-

 

1967

 

4.

 

САМ-10

 

6

 

220

 

846

 

1546

 

336

84

 

1000

 

1938

 

 

Справка из книги В.Б. Шаврова

САМ-10 и САМ-10 бис - развитие самолета САМ-5 2 бис, но в низкопланном варианте с крылом и оперением тех же размеров, но пересчитанными на новую массу. Двигатель ММ-1 в 220 л. с. - опытный образец конструкции А. А. Бессонова, шестицилиндровый перевернутого типа. Самолет был выпущен в июне 1938 г. Конструкция - деревянная. Фюзеляж - форменный, безрасчалочный, с фанерной обшивкой бортов кабины, верхней и нижней сторон фюзеляжа и с полотняной обтяжкой бортов за кабиной. Фонарь - из целлулоида на металлическом каркасе, в средней своей части открывающийся в стороны. Крыло - двухлонжеронное с расчалками и полотном, над баками обшивка - фанерная, под баками - съемные фанерные панели. Шасси было сделано убираемым в полете, но за недостатком времени его не удалось довести и отладить. Его установили фиксированным и закрыли обтекателями-"штанами". Амортизация - масляно-воздушная, колеса - полубаллонные (470X200 мм). При испытаниях в СНИИ ГВФ (5 июля - 9 августа 1938 г.) самолет показал выдающиеся качества: скорость - до 336 км/ч и потолок - свыше 7000 м. В отчете было сказано, что ни одна из известных машин тех лет с двигателем подобной мощности не обладала столь высокими показателями, а максимальная скорость превосходила самые оптимистические предположения. Отмечались и недостатки: неудовлетворительная продольная и поперечная устойчивость, а также теснота пассажирской кабины. Предполагалось использовать самолет в системе ГВФ как пассажирский, транспортный и связной. Установленный на самолете двигатель ММ-1 был всего в двух экземплярах и для серийной постройки пришлось сменить его на МВ-6 в 220 л. с. (копия французского "Рено-Бенгали", который тогда осваивался по лицензии). Двигатель был сменен и самолет под названием САМ-10 бис прошел испытания. Летные качества оказались значительно ниже, но все-таки были достаточно высокими, чтобы самолет остался пригодным к серийной постройке как находящийся на уровне современных ему машин подобного класса и как удовлетворяющий требованиям ГВФ. И все же самолет в серии не строился, так как двигатель МВ-6 оказался непригодным для работы в зимних условиях и в 1939 г. был снят с производства. САМ-10 использовался как пассажирский и связной. У Москалева был еще нереализованный проект санитарного САМ-10 бис на трехколесном шасси с поворотом всей хвостовой части фюзеляжа на петлях за санитарной кабиной, подача носилок туда была очень удобной.


Дальше

Сайт создан в системе uCoz