Сайт создан в системе uCoz
Крылья Родины 3-4/1993

СКОРОСТНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЧУДО

Древнейший строительный материал - дерево в XX веке стало крылатым: его использовали в самолетостроении. Бесспорной вершиной, которой достигла цельнодеревянная авиация, явился английский бомбардировщик Де Хэвилленд В. Н. 98 "Москито" - самолет необычной судьбы и громкой мировой славы.

Сами конструкторы, начиная работу над новой машиной, вряд ли рассчитывали на такой успех. Окончательно концепция самолета, очевидно, сложилась во время Цюрихского международного авиасалона 1938 г. Работа над проектом "Москито" проходила в инициативном порядке, то есть без официального заказа министерства авиации. Кроме определенных минусов, это обстоятельство имело и свои немалые плюсы: создатели машины не были связаны традициями проектирования, не зависели от заданных заказчиком технических условий. Сэр Джеффри де Хэвилленд и его конструкгоры разработали совершенно оригинальную концепцию самолета-бомбардировщика.

Напомним, что к этому времени основу фронтовой бомбардировочной авиации практически всех ведущих авиационных стран составляли двух-трехмоторные средние бомбардировщики цельно-металлической конструкции, имевшие скорость 420-450 км/ч и несущие до 2 тонн бомб. Для защиты от вражеских истребителей на них устанавливались передние, задние, верхние, нижние и так называемые кинжальные пулеметные установки, ухудшавшие аэродинамику и существенно увеличивавшие вес машины.

Конструкторы фирмы Де Хэвилленд пошли другим путем. Опираясь на достижения авиационной науки, они решили создать сравнительно небольшой, очень чистых аэродинамических форм двухмоторный цельнодеревянный бомбардировщик, абсолютно лишенный оборонительного вооружения. Единственной его защитой должна была стать скорость такая, которая бы превосходила скорость любого из истребителей потенциального противника. Второе условие, заложенное при разработке конструкции: действуя с английских баз, самолет должен был с бомбовой нагрузкой "достать Берлин".

Предшественниками "Москито" можно считать разве что лишь легкий спортивный двухмоторный моноплан D. Н. 88 "Комета" и четырехмоторный пассажирский биплан D. Н. 91 "Альбатрос". Первый отличался необычайной чистотой форм; работа же над "Альбатросом" дала конструкторам фирмы опыт проектирования довольно крупных цельнодеревянных конструкций. Наконец, в 1938 г. появился мощный, но достаточно легкий и компактный двигатель водяного охлаждения "Мерлин" фирмы Роллс-Ройс (первоначально имел обозначение РУ-12).

Общее руководство программой проектирования и выпуска будущего "Москито" осуществлял сэр Уилфред Фримэн. Конкретно же работы вело КБ фирмы под руководством Р. Э. Бишопа и К. К. Уолкера. Главные требования к самолету: максимальная скорость 640 км/ч, дальность 2400 км с бомбовой нагрузкой в 450 кг, хорошая маневренность, высокая скороподъемность. И еще одно, немаловажное требование: технологичность в изготовлении.

Окончательно проект нового самолета, получивший фирменное обозначение В. Н. 98, был готов в октябре 1938 г. и в конце года фирма представила его на обсуждение в министерство авиации, чиновники которого "успешно завалили" проект, с крайним недоверием отнесясь к "архаической" цельнодеревянной конструкции и отсутствию оборонительного вооружения. Фирма, однако, продолжала работать над проектом.

Положение радикально изменилось с началом второй мировой войны. Во-первых, выяснилось, что авиационные металлы в огромных количествах нужны для выпуска истребителей и тяжелых бомбардировщиков. Во-вторых, основные английские фронтовые бомбардировщики "Хэмпден", "Бленхейм", "Бофорт" оказались очень уязвимыми для "мессершмитов". Без сильного истребительного прикрытия не могли выполнять боевых задач. И тогда в министерстве авиации вспомнили о проекте D. Н. 98. Фирме Де Хэвилленд срочно выдали спецификацию. А через пару месяцев, 1 марта 1940 г, получила уже первый официальный заказ на 50 серийных бомбардировщиков. Правда, из-за увеличения выпуска истребителей для защиты метрополии ассигнования на программу "Москито" были сильно урезаны. Но это и к счастью для фирмы: ее проект D. Н. 98 как раз и требовал дешевых недефицитных конструкционных материалов.

Отработанная технология и чертежи позволили уже к октябрю 1940-го подготовить 3 прототипа и запастись узлами и деталями для сборки следующих 47 машин. Но... 3 октября 1940-го "Юнкерсы", прорвавшись к Хатфидду, сбросили на завод Де Хэвилленд 4 бомбы, уничтожив и повредив все эти заготовки. Не пострадал лишь первый прототип (XV 4050).

Его испытания начались в ноябре 1940-го. По семейной традиции, место за штурвалом занял Джеффри де Хэвилленд-младший. Испытания проходили на аэродроме в Хатфидде. На прототипе были установлены два мотора жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" 21 по 1480 л. с. С ними самолет развил скорость в 640 км/ч.

Испытания, завершенные в феврале 1941-го, сломили все предубеждения. Стало ясно, что королевские ВВС получили легкий бомбардировщик, способный нести до 600 кг бомб (4x114 кг) со скоростью, превосходящей скорость вражеских истребителей. Впрочем, признание военных выразилось в необычной форме: они потребовали... срочно переделать скоростной бомбардировщик в ночной истребитель (была выдана спецификация Р. 21/40).

15 мая 1941 г. на испытания вышел прототип ночного истребителя "Москито" N. Р. II (W5052), получивший мощное вооружение: четыре 20-мм пушки "Испано" 404 и четыре 7,7-мм пулемета "Браунинг". Кроме вооружения, в носовой части располагался и новейший тогда радар АI. Мк. IV. Успешные испытания обоих прототипов показали большие резервы конструкции. Поэтому фирма разработала и 10 июня 1941 года подняла в воздух третий прототип - скоростной дневной фоторазведчик "Москито" РR. Мк. I (W4051). Испытания всех их прошли на редкость гладко и показали отличные результаты.

ВВС, подтвердив свой заказ на 50 машин "Москито" нулевой серии, потребовали выпустить 30 из них как скоростные бомбардировщики В. Мк. IV, 10 - как ночные истребители N. Р. Мк. II и 1б - как скоростные фоторазведчики P. R. I. (обозначение Т. Мк. III должен был иметь оставшийся в проекте учебно-тренировочный вариант "Москито"). Одновременно министерство авиации предупредило фирму о возможности крупных заказов в ближайшем будущем. И тут выяснилось, что производственных возможностей фирмы явно недостаточно. И' министерство подключило к выпуску "Москито" автомобильный концерн Стандарт Моторс, а также небольшие авиастроительные фирмы Персиваль Эрплейнз Лтд и Эрспид Лтд.

Летом 1941 г. британские ВВС отдали приоритет выпуску "Москито"-разведчиков, так как после нападения Германии на СССР английское правительство остро нуждалось в сведениях о передвижении германской армии и флота. Уже в августе 1941 г. первые 10 серийных "Москито" Р. К. I были переданы в I фоторазведывательную эскадрилью в Бенсоне. Здесь они проходили войсковые испытания. А 17 сентября 1941 г. первый "Москито" (W 4055) совершил боевой вылет. Его маршрут пролег через Париж и порты Западной Франции - Брест и Бордо. В этом вылете и проявилось главное качество самолета - его высокая скорость: три патрульных Ме-109, пытавшиеся на высоте 7000 м атаковать разведчик, не смогли настичь его. С апреля 1942 г. эскадрилья, полностью перевооруженная на "Москито", действовала с баз Англии и в Гибралтаре практически над всей Западной и Центральной Европой.

С ростом поставок самолетов I фоторазведывательная АЭ была развернута в I фоторазведывательную группу в составе трех эскадрилий - 140-й, 540-й и 544-й. Кроме 10 "Москито" Р. R. I., на их вооружение поступили 32 Р. R. Мк. IV с моторами "Мерлин" 23, 5 высотных разведчиков Р. R. Мк. VII с моторами "Мерлин" 73 по 1680 л. с. и скоростью 701 км/ ч и 33 Р. R. Мк. IX с моторами "Мерлин" 72 и увеличенной дальностью. Эго дало возможность англичанам в 1942-1943 гг. организовать практически беспрепятственно регулярную фоторазведку "третьего рейха" от Данцига до Вены и от Афин до Нарвика. Как правило, самолеты стартовали с баз в Южной Англии и садились в Гибралтаре или на северо-африканских аэродромах.

Немцы были бессильны помешать деятельности "Москито"-разведчиков. А те не раз приносили сведения стратегического значения. Например, 3 ноября 1943 г. "Москито" сфотографировал таинственные объекты на полуострове Пенемюнде. После обработки этих снимков английская дешифровальщица "Бэби" Смит впервые обнаружила стартовые позиции Фау-I и сами эти "летающие бомбы". Тогда же, осенью 1943 г. два "Москито" произвели фоторазведку Рехлинского испытательного полигона люфтваффе под Берлином. После дешифровки снимков английская разведка получила важные сведения об испытаниях немецких боевых реактивных самолетов.

Кроме Европы, с осени 1943 г., началось использование "Москито"-фоторазведчиков на Дальнем Востоке, над Бирмой, Малайей и Голландской Ост-Индией. Японцы в течение долгого времени даже и не догадывались об этих полетах.

Тем временем ВВС начали получать сотни новых "Москито" Р. R. XVI с моторами "Мерлин" 77 по 1710 л. с. специально для тактической фоторазведки в Европе. Для Тихоокеанского ТВД была выпущена в 1944-1945 гг. специальная модификация Р. R. Мк. 34 с дополнительными бензобаками и дальностью до 5600 км, Наконец, появился и вариант Р. R. Мк. 35 для ночной фоторазведки с использованием фотовспышки.

Следует упомянуть о том, что ВВС США закупили 40 фоторазведчиков Р. R.. XX как F-8. В общем, "Москито" проявили себя как надежные и неуловимые "глаза" английской авиации.

Вторым по времени в серийное производство пошли "Москито" - ночные истребители P. R. Мк. II. Первые поставки в строевые части начались весной 1942 г. Сам факт, что преимущество было отдано истребительному варианту, говорил об озабоченности британских стратегов ночными налетами на "туманный Альбион" немецких бомбардировщиков в 1940-1942 гг. N. Р. Мк. И передавались в эскадрильи ПВО (Home Defence); первыми их получили 23-я ИАЭ в Форде, 157-я ИАЭ в г. Кастл Хэмп и т. д. Кроме английских авиабаз, "двойки" базировались и на о. Мальта, прикрывая Восточное Средиземноморье. Боевое крещение этих "ночников" состоялось 29 мая 1942 г. в небе над Южной Англией.

Кроме того, для борьбы с немецкими высотными разведчиками-бомбардировщиками Ju-86Р было выпущено 6 N. F. Мк. XV с потолком 13 200 м. Они имели специальные высотные моторы "Мерлин" 77 с турбокомпрессорами и 4-лопастными винтами, увеличенный до 18 метров размах крыльев и новые РЛС АI. Мк. VIII. Один из "Москито" N. F. Мк. XV, кроме РЛС, оснащался мощным прожектором "Турбинлайт". Обнаружив с помощью РЛС вражеские самолеты, он должен был подсвечивать их для английских дневных истребителей. С 1944 г. главной целью ночных истребителей "Москито" стали V-1. Всего за годы войны выпущено 1680 таких самолетов. Они сбили свыше 600 самолетов и самолетов-снарядов.

Но самым известным из всех "Москито" оказались, разумеется, бомбардировщики. Серийный выпуск В. Мк. IV начался зимой 1941-1942 гг. Самолеты с четырьмя 500-фунтовыми бомбами при взлетном весе 10 т достигали скорости 610 км/ч. Весной 1942 г. 105-я бомбардировочная эскадрилья РАР (авиабаза Марем), сдав свои старые "бленхеймы", пересела на новые бомбардировщики. Первый боевой вылет "четверки" из 105-й баэ состоялся 31 мая 1942 г.: 4 машины совершили дневной налет на Кельн. С этого дня удары по важнейшим целям в "Гитлерланде" стали регулярными и проходили практически беспрепятственно. И немецкие истребители, и зенитчики оказались не в состоянии бороться с этими скоростными маневренными самолетами.

Правда, некоторые руководители министерства авиации все еще пытались с чисто английским упрямством добиться установки на "Москито" оборонительного вооружения - турельной стрелковой установки сзади с двумя спаренными 7,62-мм пулеметами "Бристоль" В. XI. Однако, к чести фирмы, ее конструкторы не реализовали эту затею. Скорость оказалась лучшим оборонительным вооружением. Немцы в борьбе с "Москито" возлагали надежды лишь на реактивные Ме-262 да специальные "антимоскитные" двухмоторные истребители Хейнкель Не-219 "Уху". Но, увы...

После первых успехов бомбардировщика англичане занялись отработкой новой тактики его боевого применения - дневных точечных ударов по важнейшим целям с небольшой высоты. "Обкатывала" эту тактику та же 105-я баэ. Громкая слава пришла к ней в сентябре 1942 г. Тогда "Москито" разгромили с бреющего полета здание штаб-квартиры гестапо в столице Норвегии Осло. Оттуда спаслись многие партизаны, сидевшие в страшном "заведении".

30 января 1943 г., в день 10-летия прихода нацистов к власти в Германии, в Берлине состоялся большой воздушный парад, который принимал "сам рейхсмаршал" Геринг. И вдруг в разгар торжеств 6 "Москито" совершенно беспрепятственно прошли над Большим Берлином и разгромили радиоцентр в центре города, на Мазурен-Аллее!

Задачи и возможности "Москито" постоянно расширялись. В 1944 г. появились бомбардировщики модификации В. Мк. IX, приспособленные для подвески 1000-кг бомб "Блок Бастер". В дневном налете на Дуйсбург 29 ноября 1944 г. эта комбинация прошла боевые испытания. 1 апреля 1943 г. сформировали 618-ю бомбардировочную эскадрилью особого назначения под командой опытнейшего летчика майора Роза. Ее главной целью стал нацистский суперлинкор "Тирпиц", засевший в норвежском Тромсе-фьорде. В Шотландии с мая 1943 г. эскадрилья тренировалась в использовании специальных "вращающихся бомб" типа "Highall" и "Upkeep" - детище доктора Барни Уоллеса (при падении бомбы вращались со скоростью 700 об/мин). Однако "Москито", уже готовые к операции, не успели проявить свои боевые качества: 12 ноября 1944 г. 31 "Ланкастер", взлетевший с аэродрома ВВС советского Северного флота в Ваенге, тяжелыми бомбами "Tallboy" разбомбил "Тирпиц".

Однако гораздо большую известность приобрела 139-я отдельная бомбардировочная эскадрилья, укомплектованная лучшими бомбардирами Королевских ВВС. Она выполняла специальные задания, получая их зачастую лично от маршала авиации сэра Артура Гарриса, более известного как "Бомбер Гаррис". Так, ночью 17 августа 1943 г., во время операции "Гидра" 8 "Москито" из этой эскадрильи появились над Большим Берлином, оттянув на себя около 200 ночных истребителей воздушного флота "Райх". А в это время 433 тяжелых ночных бомбардировщика в два захода разгромили немецкий ракетный центр в Пенемюнде. Не менее громкий резонанс получил налет на Берлин 2 марта 1945 "г., когда "Москито" из 139-й баэ успешно атаковали здание центрального управления гестапо. Это спасло жизни 11 руководителям датского Сопротивления, приговоренным в этот день к казни: в суматохе они бежали...

С 1944 г. стандартными бомбардировщиками английских "легких ночных ударных сил" ВВС становятся "Москито" В. Мк. XVI; первый взлет прототипа состоялся 1 января 1944 г. Самолеты получили новые моторы "Мерлин" 76/77 и гермокабину. Могли развивать скорость до 655 км/ч. С конца апреля 1944 г. В.Мк. XVI начали массированные дневные и ночные налеты на важнейшие цели в Германии. При этом объекты атак варьировались очень гибко: так, осенью 1944 г. "Москито" были нацелены на минирование важнейших судоходных рек и каналов в Западной Европе, а зимой 1944-1945 гг. на прицельное разрушение железнодорожных узлов и туннелей, что парализовало всю систему путей сообщения.

2 мая 1945 г. лучший летчик-бомбардировщик союзников, лейтенант Остин из 608-й баэ поставил точку в боевой карьере "Москито" над Европой, атаковав немецкие корабли в Кильской бухте. Англичане подвели итога: за годы войны 17 эскадрилий "Москито" совершили2034 боевых вылета на Берлин, тысячи самолето-вылетов по другим важнейшим целям. В среднем на каждую машину "пришлось" по 40 тонн сброшенных бомб.

Заслуги "Москито" в "бомбардировочном наступлении" на Германию не ограничиваются только их ударами. Не менее важным стало их массовое применение в качестве "Следопытов". С лета 1943 г. в Британских ВВС начали формировать специальные части, укомплектованные лучшими летчиками на "Москито". Они оснащались новыми бомбардировочными радиолокационными прицелами Н.2S и светящимися белыми и красными авиабомбами. Эскадрильи "следопытов", взлетая перед группами ночных бомбардировщиков, выводили их на цели и освещали эти цели светящимися авиабомбами-маркерами.

Успешное применение "Москито" - дневных бомбардировщиков - привело в конце 1942 г. к появлению тяжелого истребителя-бомбардировщика "Москито" F.В. Мк. VI. На нем сочеталось пушечно-пулеметное вооружение ночного истребителя F. Мк. П (четыре 20-мм пушки и четыре 7,62-мм пулемета) с бомбовой нагрузкой дневных бомбардировщиков (четыре 227-кг бомбы). Силовая установка F. В. Мк. VI состояла из двух моторов "Мерлин" 25 по 1640 л.с. Эго позволило самолету развить с бомбовой нагрузкой в 400 кг скорость 600 км/ч.

В мае 1943 г. на истребители-бомбардировщики "Москито" F. В. Мк.VI была перевооружена 418-я эскадрилья. Самолеты так хорошо проявили себя, что выпуск этой модификации резко возрос. Летом 1943 г. специально для Берегового командования ВВС фирма выпустила 27 самолетов F. В. Мк. XVIII "Це-Це" с 57-мм пушкой в носу и подкрыльевыми пилонами для 12 60-фунтовых НУР. Самолеты применялись для атак немецких подлодок и небольших надводных кораблей.

Не оставили без внимания "Москито" и моряки. 25 марта 1944 г. с палубы авианосца "Индефатигебл" поднялся в воздух первый английский двухмоторный палубный боевой самолет - истребитель-торпедоносец "Си Москито" Т.Р.Мк.33. На вооружении 50 выпущенных машин находились 2000-фунговые торпеды калибра 533 мм. Эти самолеты имели складывающиеся крылья и посадочный гак.

Кроме боевых задач, в годы войны 13 "Москито" выполняли специальные задания. В феврале 1943 г. их "демобилизовали" и формально передали авиакомпании ВОАС. Эти машины были переделаны в так называемые "VIP-транспорты"; то есть легкие пассажирские самолеты для перевозки "особо важных персон". Использовались о нив основном для ночных полетов между Англией и Швецией, перевозя "нелегальных" пассажиров (например, известного датского физика Нильса Бора).

Всего до 15 августа 1945 г. на заводах Англии, Канады и Австралии выпущено 5583 "Москито)" 48 модификаций. В Канаде строительством "Москито" Мк. ХХ с моторами Паккард "Мерлин" 31 по 1460 л.с. с 1942 г. занималась фирма ДеХэвилленд Канада в Торонто (1032 экз.). В Австралии фирма Де Хэвилленд оф Остралиен в 1943-1945 гг. выпустила 212 "Москито": истребителей-бомбардировщиков F. В. Мк. 40, разведчиков Р. R. Мк. 41 и учебных Т. Мк. 43. Кроме британских ВВС (включая доминионы), "Москито" по ленд-лизу передавались в годы войны и другим союзникам по антифашистской коалиции, в основном - Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии. Две машины передали для испытаний в СССР.

После войны боевая карьера "Москито" продолжалась. До середины 50-х годов они стояли на вооружении ВВС Франции, Бельгии, Израиля, Югославии, Швеции, а в Доминиканской Республике - до середины 60-х годов. До конца 40-х летали "Москито" в Чехословакии, где они имели обозначение В.36, и в Польше. В 1948 г. 300 "Москито" В. Мк. XIV закупило гоминдановское правительство в Китае. Сборка самолетов осуществлялась на бывшем японском авиазаводе в Шанхае. До 1950 г. собрали 177 машин. При наступлении НОАК 50 "Москито" улетели на Тайвань, остальные вошли в состав ВВС Народно-Освободительной Армии Китая.

В самой Англии "Москито" до 1952 г. состояли на вооружении боевых частей в Сингапуре и Малайе. Последними в 1961 г. (!) с вооружения сняты буксировщики мишеней "Москито" Т. Т. Мк. 35. До сих пор многие хранятся в авиамузеях Англии, Бельгаи, Австралии, Канады и США. А на вечной стоянке в Солсбери-Хилл застыл самый первый прототип "деревянного чуда" - W4050.

Дмитрий ЯНЮК

>Фото


Назад


Вы здесь уже

Сайт создан в системе uCoz