Совсем другие ЗИСы

"Московский автозавод имени Лихачева начал сборку грузовиков ЗИС образца сороковых годов". Что бы вы подумали, услышав такую новость? Первоапрельская шутка? Ничего подобного!

Действительно, ЗИЛ изготовил партию "исторических" машин, предназначенных для участия в Параде Победы. Мы побывали на заводе и познакомились с этими грузовиками.

Автосборочный корпус ЗИЛа. Вот стоит шеренга новеньких - больших ЗИЛов", за ними - Бычки. И архаичные грузовики, окрашенные еще липнущей зеленой краской, выглядят на этом фоне довольно странно. Тем более, что на их передках - эмблемы ЗИС, "Завод имени Сталина". В последний раз машины такой марки выпускались здесь в 1956 году!

Правда, грузовики, о которых пойдет речь - не совсем ЗИСы". А если копнуть поглубже, то оказывается, что и не ЗИСы вовсе... Впрочем, обо всем - по порядку.

В конце прошлого года на завод обратились представители Министерства Обороны и попросили построить крупную партию грузовиков. Но не простых - а исторических.

Как известно, 9 мая 2005 года страна отмечает 60-летие победы. И, по замыслу организаторов, в этот день по Красной площади должна пройти колонна грузовиков военных времен; причем в их кузовах будут сидеть ветераны Великой Отечественной.

Этот сценарий военные "подсмотрели" у соседей украинцев: там на парад, посвященный 60-летию освобождения Украины, вышли три отреставрированных ГАЗ-М и ЗИС-5 с курсантами, одетыми в форму образца 1943 года.


Парад 2004 года в Киеве: за танком Т-34-85 идет отреставрированный ЗИС-5В

Конечно, при желании такие, причем "ходовые", машины можно найти и в России (они есть, к примеру, у Мосфильма и в Музее Авторевю}. Но все дело в том, что военным понадобилось не три и даже и не десять автомобилей. А полторы сотни! Откуда их взять?

И тогда было решено заказать партию грузовиков, похожих на фронтовые - только на современном шасси. (Такие машины зовутся в автомобильном мире "репликарами"). ЧТО из этого вышло - видно на наших фотографиях.

Конечно, издалека, причем спереди, "ретро-грузовики" действительно можно принять за ЗИСы военных времен. Но стоит подойти поближе... Нет, ребята, не на ЗИС похожа эта машина - угловатая и неуклюжая, словно железнодорожный локомотив. А на грузовики совсем другой армии - гитлеровской.

Самое интересное, что это признают и сами зиловцы! Вот цитата из заводской газеты "Московский автозаводец": "При беглом осмотре машина напоминает немецкие тяжелые грузовики Magirus или MAN конца 30-х - начала 40-х годов".

А если быть совсем точными, то "псевдоЗИС" очень похож на немецкий Movag (была такая марка) образца 1928 года.

Конечно, заводчане и не собирались строить точные копии ЗИСов; их задачей было передать дух эпохи.


Настоящий ЗиС-5 на постаменте в центре завода. Оцените разницу...

К тому же шеститонные ЗИЛы, на шасси которых построены макеты, сами по себе ощутимо крупнее старых машин. Вот только что скажут ветераны, которые помнят, как выглядели настоящие "трехтонки"?

Посмотрим теперь, как устроены машины. Шасси с грузовой платформой - от "большой" модели ЗИЛ4329 (а не от Бычка, как неоднократно сообщалось в прессе!). Интересно, что двигатель здесь - не бензиновый, как у большинства "больших ЗИЛов", а дизельный, ММЗ Д-245.9 (136 л.с., Euro 1). Такой выбор объясняется компоновкой: здоровенная бензиновая "восьмерка" просто не влезла бы под "старинный" капот.

А кабина представляет собой сварной трубчатый каркас, обшитый фанерой на заклепках. Крыша, крылья, подножки, капот - металлические. От современных машин взяты только пол, щиток моторного отсека и небогатая "начинка" кабины.

...Я открываю фанерную дверцу с "мебельной" ручкой и сажусь в кабину. Странное ощущение! Перед глазами - плоское лобовое стекло с единственным стеклоочистителем. Но сиденья, приборная панель и все органы управления - знакомые, зиловские. А стоит повернуть ключ зажигания - и из-под капота раздается знакомый грохот минского тракторного дизеля.

Конечно, при ближайшем рассмотрении видно, что кабины сделаны "на скорую руку". Сварные швы грубые, между дверьми и кабиной - зазоры в палец толщиной, под крышей - щели. Железный пол "голый", боковых и заднего стекол нет и е помине. (Не говоря уже о какой-либо внутренней обшивке.)

Впрочем, все это "псевдоЗИСам" и не требуется. Ведь они - нечто вроде театральных декораций, на которые будут смотреть издалека...

Зато агрегаты - двигатели, коробки, мосты - отбирались с особой тщательностью: каждый без исключения агрегат был осмотрен и принят "представителями заказчика", А заказчик - Министерство обороны. Эх, если бы такую же приемку проходили все серийные ЗИЛы!

В кузове каждого грузовика установлены двадцать мягких сидений от "автобусов-Бычков" (на них-то и будут восседать ветераны). Всего по Красной площади пройдут 130 машин - десять "коробочек" по 12 грузовиков, и перед каждой - командирский автомобиль. В общем, зрелище будет масштабным.

Еще десять экземпляров будут находиться в резерве, "на всякий случай". Есть и десять "тренировочных" грузовиков: их военные получили еще в феврале, и они несколько отличаются от "парадных". Базироваться автоколонна будет в Теплом Стане, а тренировки {за руль сядут военные водители) пройдут на Ходынском поле.

Парад пройдет, праздник отгремит. А что дальше? Все без исключения грузовики вернутся на завод: они принадлежат ЗИЛу, а мэрия Москвы оплатила лишь их переделку. На большинство машин установят обычные кабины, выпишут паспорта - и пустят в розничную продажу.

А отдельные экземпляры завод предполагает продать "на сторону". Правда, цена пока неизвестна, да и кто купит такие макеты - тоже непонятно.

Так что - не удивляйтесь, увидев в День Победы по телевизору колонну "старинных" грузовиков на Красной площади. Теперь-то вы знаете, где сделаны эти машины. И почему они не похожи на настоящие ЗИСы...

Назад


Вы здесь уже

Сайт создан в системе uCoz