БА-64: БРОНЕВИК ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Появление модели БА-64 от AER Moldova (читайте раздел "из коробки" в следующем номере) стимулировало творческую активность нашей редакции. Поиск чертежей броневика привел к вытаскиванию из глубин шкафов посыпанных пылью журналов, и в результате были-таки найдены картинки в одном из номеров "Моделиста-Конструктора" 1982 г. Чертежи сопровождала интересная и полезная статья Е. Прочко, но сама графика вызвала некоторое недоумение. Обнаружились грубые нарушения формы и пропорций машины, да плюс к тому не совпал с обмерами БА-64Б из музея Вооруженных Сил (ЦМВС) практически ни один (!) размер. Радикально лучше выглядел рисунок М. Петровского в "Технике-молодежи" 7/83, но и там были мелкие неточности (рисунок, все-таки, не чертеж), Огорченные такими ничтожными результатами перетряхивания шкафов, мы решили подготовить собственные чертежи по обмерам живого бронеавтомобиля и некоторым дополнительным материалам. Нет смысла здесь подробно описывать историю создания БА-64 (интересующихся отсылаем к статьям Е. Прочко в "Т-М" и М-К), скажем лишь, что бронеавтомобиль был спроектирован в инициативном порядке В. А. Грачевым (бывшем в то время ведущим конструктором ГАЗа) в 42-м году на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-64. 10 января 1942 г. БА-64-125 был показан Ворошилову, но, хотя строилась машина рекордными темпами, не успели смонтировать башню, и пулемет ДТ был установлен на открытой турели в верхнем люке. Летом того же года серийные машины приняли участие в боевых действиях. А с весны 1943 по 1946 серийно строилась самая массовая модификация БА-64Б на шасси ГАЗ-67. С нашей молельной точки зрения, БА-64-125 отличался от БА-64Б (представлен на чертежах) узкой колеей -1278 мм передние колеса, 1245 мм задние и соответственно зауженными крыльями; иным расположением шанцевого инструмента - лопата над правым задним крылом, пила рядом с топором над левым; отсутствием бойниц на боковых бронелистах поста управления (на некоторых машинах); задние рессоры крепились под балкой заднего моста. а не над ней; рисунком протектора шин - судя по архивным фотографиям, чаше всего стояли покрышки с обычным шоссейным протектором типа ГАЗ-ММ. Шины ГК (губчатая камера), устанавливаемые в боевой обстановке на БА-64, представляли собой обычную покрышку от пневматической шины, заполненную резиновой губкой, поры которой, в свою очередь, заполнены сжатым газом. Такие шины выдерживали температуру до 100-120С и не боялись пулевых пробоин, Однако, применение "губчатой камеры" ограничивало скорость движения до 40 км/ч, поэтому в небоевой обстановке ставились пневматические шины, покрышка которых имела рисунок "косая расчлененная елка". Максимальная скорость при этом достигала 80 км/ч. Проходимость тоже впечатляла - подъем на твердом грунте до 30 градусов, брал до 0,9 м то есть даже крылья машины скрывались под водой), допустимый крен (для БА-64Б) - 25 градусов. Некоторые БА комплектовались радиостанцией 12-РП, при этом боезапас пулемета уменьшался, поскольку она размешалась на месте правой боеукладки, напротив аккумулятора. Штыревая антенна крепилась на правом заднем листе башни, выступая над ее срезом на 850 мм. Не похоже, что было много радиофицированных машин, во всяком случае, ни одной фотографии я не видел даже на послевоенных маршах. Возможно, это объясняется низкой эффективностью 12-РП на пересеченной, лесистой местности и спецификой действия броневиков в качестве легких разведывательных машин, то есть не в группе. Поскольку шаровой установки, как в танке на БА-64 не было, мушка диоптрического прицела с защитным кольцом крепилась к пулемету ДТ. Этой цели служил съемный кронштейн, устанавливавшийся у основания ствола. Сам пулемет крепился к шкворню хомутом с затяжным болтом и комплектовался брезентовым гильзосборником с застежкой по типу дамского кошелька. Плечевой упор приклада обшит коричневой кожей, накладки пистолетной рукоятки - темное дерево. Пулеметная башня могла поворачиваться на специальной колонке на 360 градусов, сидение стрелка мотоциклетного типа крепилось к ней же. Сидение и стойка пулемета регулировались по высоте, причем ДТ мог быть полностью выдвинут над срезом башни для ведения зенитного огня. На некоторых сериях бронеавтомобилей стрелок сидел на брезентовом ремне, подвешенном к погону башни. Пулеметчик поворачивал башню, держась за дугу, привинченную болтами к задним боковым башенным бронелистам. В боковых листах башни и в переднем люке водителя установлены смотровые приборы из пуленепробиваемых стекол "Триплекс". Они могли сниматься, что часто и делалось, и укладываться в стеллаж внутри боевого отделения. В походном положении оружие зачехлялось и башня закрывалась брезентом, для крепления которого были предусмотрены специальные скобки. Обратите внимание - на виде сверху форму башни никак не назовешь правильным восьмиугольником, ось переднего бронелиста изрядно сдвинута вправо. Дело в том, что из ДТ стреляли "по-винтовочному" - с упором приклада в правое плечо, в симметричной башне той же ширины стрелок бы не поместился. Башенные бронелисты толшиной 10 мм сварены "в стык" с заметными сварными швами (на чертеже не показаны, чтобы не искажать силуэт) шириной около 15 мм. Передний лист боевого отделения и задний нижний бронелист приварены "в накладку" к корпусу. Нижний пояс брони образован двумя наклонными листами, на которые как бы надет верхний пояс брони, причем ее края выступают (как крыша домика на детском рисунке) на 10 мм. Эти свесы хорошо заметны на вилах спереди и сзади чертежа, Перед бруствером из двух уголковым профилей, приклепанных перед башней к крыше боевого отделения, приварен воздухозаборник, облегчавший жизнь водителю. Как явствует из названия, он имел отверстие - снизу в той части, которая нависает над передним наклонным бронелистом. Внутри воздухозаборника двигателя (на капоте) видна пластинка с отогнутым язычком полукруглой формы. За него можно передвигать пластинку вперед-назад, регулируя ширину проходного отверстия. Пластина при этом скользит по двум болтам. Второй заметный элемент капота - скоба в передней части для его подъема. Естественно, приварена она к листу капота, а не к корпусу, На некоторых фотографиях вы можете видеть бронещиток, закрывавший в боевой обстановке отверстие для заводной рукоятки. Фара на БА-64Б от ГАЗ-67 установлена со смещением вправо от оси крыла. Ее провод входит в бронекорпус через специальный ввод полусферической формы. На БА-64-125 фара стояла по оси крыла, Есть фотографии броневиков и с трофейными световыми приборами, и с фарой как у ЗиС-5 (стандартной довоенной). Крылья машины согнуты из жести и поддерживаются снизу кронштейнами. Защелки крепления видны на внешней поверхности крыльев. Двери водителя закрываются "внакладку", петли дверей и капота одинаковые, но под ту часть петли, которая крепится к корпусу, положена прокладка, для компенсации толщины двери. Замки дверей под квадратный ключ, на капоте такие же. На некоторых листах брони пробиты номера высотой шрифта 10мм, На чертеже они есть, что это за номера не знаю. Рама машины имеет большое количество мелких отверстий, поскольку БА ставили на стандартные рамы ГАЗ-67, а у него эти отверстия использовались под крепления элементов кузова. Обратите внимание на тормозные тросики (правый тросик на виде справа не виден за выхлопной трубой, но он там есть); крепление поперечной рулевой тяги. Диски колес стандартные, от ГАЗ-М1. Почему-то принято рисовать крепление запасного колеса к кронштейну неким воротком. Может оно так где и было сделано, но и на машине в экспозиции ЦМВС и на нескольких фотографиях времен войны запаска подвешена просто на трех болтах. Сиденье водителя (от ГАЗ-67} стояло по оси машины, за ним на полу размешался запасной масляный бачок. На базе БА-64-125 и БА-64Б создано немало опытных машин. Для охраны бронепоездов и действий на местности с развитой железнодорожной сетью, броневик пробовали поставить на рельсы. Так появились БА-б4Бж-д (БА-64Г), построенный в начале 43-его года на Горьковском автозаводе и имевший спереди и сзади откидные железнодорожные колеса, и БА-64В, разработанный на Выксунском заводе (там некоторое время строили бронекорпуса для БА-64) в декабре 42-го, со сменными железнодорожными колесами. В январе 43-го года испытывался БА-64З (зимний) с цепным движителем и лыжами от ГАЗ-60 вместо передних колес. В 1942 на ГАЗ'е разработали десантный вариант БА-64Е без башни, с открытым боевым отделением на 6 десантников и дверью прямоугольной формы в верхнем кормовом бронелисте. 1944 гол ознаменовался появлением БА-64Д с пулеметом ДШК в уширенной башне и безбашенной штабной машины БАШ-64Б (испытывался и ее безрамный вариант с несущим корпусом). Были попытки установить вместо ДТ пулемет Горюнова или противотанковое ружье. Словом, можно построить много моделей БА-64, и это не считая фронтовых переделок, типа той, что на нашей фотографии! Стандартно машины окрашивались защитной краской летом и белой, легко смываемой, зимой. Рама, мосты, элементы подвески, корпус фары и стоп-сигнала - черные. Глушитель не окрашивался и ржавел.

Николай Поликарпов

В публикации использованы фотографии РГАКФД

Фото


Назад
Вы здесь уже

Сайт создан в системе uCoz